Сторінки

понеділок, 13 листопада 2017 р.

Павло Клімкін .Міністр іноземних справ України.

100-летие Октябрьской революции заслуживает большего внимания. Ведь речь идет об огромном историко-цивилизационном сломе, который в следующем веке покалечил судьбы целых стран
100-летие Октябрьской революции прошло почти незамеченным и в политическом, и общественном пространстве Украины. Это, конечно, не так и плохо. Могу себе представить, какая бы сейчас бушевала пропагандистско-административная истерия, если бы коммунистическая система не рухнула четверть века назад.
С другой стороны, годовщины Октября, как мне кажется, все-таки заслуживают большего внимания. Ведь речь идет об огромном историко-цивилизационном сломе, который в следующем веке покалечил судьбы не только десятков миллионов людей, но и целых стран, среди которых Украина пострадала больше всего. Именно Октябрьская революция запрограммировала наши дальнейшие национальные катастрофы – геноцид, голод, депортации, массовые репрессии, уничтожение элиты, лингвоцид, денационализации, историческую амнезию.
Если мы не возродим нашу историческую память, не осознаем, что с нами произошло и каковы причины наших поражений, мы не сможем окончательно вырваться из лап коммунистического прошлого и устранить угрозы его повторения, не сумеем преодолеть общенациональный посттравматический синдром.
Я, конечно, не претендую на то, чтобы в короткой статье дать исчерпывающие ответы на все вопросы. Хотел бы поделиться лишь отдельными мыслями в том числе и в связи с судьбой Украины.
Сегодня, когда Россия вновь осуществляет агрессию против Украины, должны четко осознавать, что планы империи не изменились
Революции происходили в разных странах Европы и, как правило, приводили к прогрессу, коммунистическая идея тоже была не новой и, казалось бы, не вызывала Европе особых проблем. Но коммунистическая революция в России оказалась уникальной по масштабам нанесенного человечеству зла. На фоне других революций она выглядит какой-то страшной девиацией, патологическим отклонением. Если же вспомнить, что так называемый октябрь фактически перечеркнул результаты «нормальной» революции, которая произошла в Российской империи в феврале 1917-го, то он вообще окажется контрреволюцией. От имени и с помощью оболваненного пролетариата к власти пришли те, кто отнюдь не представлял его интересов, – кучка сектантов, которая с маниакальным энтузиазмом начала испытывать свои теории на десятках миллионов людей. Для сект характерно доказывать свои догмы до абсурда и требовать от своих членов их неуклонного выполнения, строго наказывая тех, кто хоть как-то не вписывается в схему. Догматический абсурд как государственная идеология с большой вероятностью приводит к лишенным смысла массовым жертвоприношениям.
Но думаю, что причины Октября и ряда всех последующих сатанинских преступлений режима объясняются не только сектантством и догматизмом. Задумаемся, почему это бедствие случилось именно с Россией, а затем и с Украиной, имевшей несчастье быть тогда российской колонией? Действительно, Карл Маркс создавал свое учение вовсе не для отсталой России, а прежде всего для Западной Европы, где уже царил развитой капитализм. Но марксизм, хотя и в местном радикальном ленинско-сталинском варианте, победил именно в России.
Одна из причин, несомненно, в том, что в царской России уровень узаконенного унижения личности, пренебрежения высших слоев к низшим, великороссов к «инородцам» просто зашкаливал. Добавим сюда непробиваемый бюрократизм, коррупцию, страшные жертвы на фронтах Первой мировой, и тогда станет ясно, что для взрыва «бессмысленного и безжалостного русского бунта» не хватало только искры (так, кстати, и называлась ленинская агитационная газета).
Однако мне кажется, что корни зла, пробужденного Октябрем, имеют более глубокие исторические корни, что и сделало практически неизбежными культ личности Сталина и абсурдные массовые репрессии с десятками миллионов невинных жертв.
Вспомним, что коммунист Сталин – не единственный кровавый вождь-тиран в истории России. Иван Грозный не был коммунистом, но он удивительно похож на Сталина, который, кстати, возродил культ своего предшественника-царя. В свою очередь культы Грозного и Сталина быстро возрождаются и в нынешней, уже посткоммунистической России, помогая укреплению абсолютной власти нового вождя и подавлению демократии. Какая-то зловещая логика тянется через века и мало зависит от изменений общественного строя. Должны признать, что и царская Россия, и вроде ее противник коммунистический Советский Союз, и современная Российская Федерация, якобы открестилась от коммунизма, – все это различные реинкарнации одной и той же тоталитарной империи, базовые принципы и цели которой практически не меняются.
Очевидно, что в случае массовых репрессий в СССР сработали сразу два фактора – сектантского коммунизма и варварские традиции московского царства и российского абсолютизма. В результате образовался невиданный до тех пор политико-ментальный монстр-гибрид, что на порядок увеличило количество жертв и иррациональность массовых убийств.
Если Украинской казацкой демократической ментальности свойственно бунтарство, то, в отличие от России, привычка любить своего лидера и слепо повиноваться ему и его догмам у нас полностью отсутствует. В этом плане коммунистическое сектантство и террор являются для Украины явлениями чужими, привнесенными, что и доказало упорное сопротивление украинцев во времена Украинской Народной Республики, а затем и УПА.
Тем более жестоким был террор, осуществляемый в ответ большевиками в Украине. Его целью было не просто ликвидировать всех реальных и потенциальных противников, но и сломать украинский дух, а в перспективе полностью ассимилировать всю нацию.
Сегодня, когда Россия вновь осуществляет агрессию против Украины, мы должны четко осознавать, что планы империи не изменились. Должны понимать, что эта агрессия – не случайность и не личные прихоти российского руководства. Речь идет об извечном конфликте двух диаметрально противоположных цивилизационных проектов – демократического и имперско-деспотического. К сожалению, в Москве до сих пор видят Украину обязательной частью, почти краеугольным камнем своего утопического проекта, российские лидеры никак не могут примириться с тем, что мы, украинцы, имеем свой путь, свой выбор и свое мировоззрение, в основе которого свобода, демократия и свободная личность. Без этих базовых ценностей украинский национальный проект перестает быть украинским. Поэтому защитить их от имперских посягательств соседа – это значит сохранить независимость, сохранить демократию, сохранить государство и нацию.
Нас не сломили и не сломают, но травмы, которые мы получили в результате Октябрьского переворота, очень тяжелые. Тяжелые потери – это человеческие жизни, миллионы убитых соотечественников, в том числе и представителей национальной элиты, миллионы судеб, искалеченных в тюрьмах и лагерях. Но страшные и потери духовные – это отказ многих украинцев от родного языка, размывание национальной идентичности, историческая амнезия, страх, введенный в подсознание целых поколений, идеологическое зомбирование, или, как мы говорим сегодня, советская вата в головах. Не могу не вспомнить и потери исторически геополитические. Украина на долгих семь десятилетий была изолирована от остального мира, от Европы, к которой изначально принадлежит. Отсюда и отставание, экономическое, общественное и даже психологическое. Когда кто-то утверждает, что евроинтеграционный путь Украина и посткоммунистические государства Центральной Европы начинали в равных условиях, он очень сильно ошибается. Другие страны должны были выбираться из оврага, а мы из глубокой цивилизационной пропасти.
И все-таки я уверен, что Украина сегодня является моральным лидером Центральной Европы. Кое-кто в регионе, похоже, устал от «чрезмерной» демократии и обязательств, которые она накладывает, кому-то кажется удобным вернуться к национальному эгоизму и прагматизму. Мы же, украинцы, защищаем демократию и европейские ценности с оружием в руках. Мы верим в идеалы Европы, а это значит, что за нами будущее.
И наконец, обращусь к сакраментальному вопросу, еще 150 лет назад заданному убежденным противником российского тоталитарного проекта Н.Чернышевским: «Что делать?» Отвечу: то, что мы делаем! Укреплять государство, защищать его независимость и территориальную целостность, развивать гражданское общество, возрождать национальное сознание и историческую память, родной язык и культуру, восстанавливать информационное пространство, проводить реформы, бороться с коррупцией. А если коротко, то повторю за Николаем Волновым: «Прочь от Москвы! Даешь Европу!».

Немає коментарів:

Дописати коментар